среда, 25 июля 2012 г.

Александр Быков. Моя война

Барак раненых

С группой рабочей команды мне удалось проникнуть в теплый барак. Там, в трех ярусах настила лежали раненые наши бойцы. Раны были забинтованы грязными бинтами. Немцы не оказывали им никакой медицинской помощи. Ухаживали за ними наши бывшие сани-тары. Они разбинтовали и очищали раны от червей и снова делали повязку этими грязными бинтами, приносили пищу-баланду. В бараке был тяжелый воздух от гниющих ран. Я устроился на полу и то чуть не задохнулся. Не знаю, как терпели наши мученики раненые, причем здесь ежедневно умирало до десятка человек. Участились случаи отправки в другие лагеря. Я избегал этих этапов – имел ввиду бежать из плена. Как только начинается построение, я тут же прятался в удобных местах и мне это пока удавалось. Однажды меня из утреннего построения забрали, посадили в машину и повезли на работу. Отвезли далеко от Смоленска и высадили нашу группу из 15 человек среди лесного массива. Здесь оказался большой дом под железными решетками и огороженный колючей проволокой от местных обитателей. Я узнаю, что нас привезли на смену больных для работы на железной дороге, ремонтировать и расчищать снег с линии. У меня появилась мысль: это же помощь врагу и вред нашей сражающейся Красной Армии! Поскольку я был сильно истощен, пошел на риск вместе с больными и влез в машину. При подсчете людей ,меня местный полицай обнаружил и пытался высадить, но я защищаясь говорю, что тоже больной, а сам стонаю и прикидываюсь настоящим больным. Полицай стал бить меня, я за-кричал, немецкий офицер услышав крик подбежал к машине и при слове «кранк» он меня осмотрел внешне и приказал не трогать. В пути познакомился с больными, среди них оказался наш туляк - Гуськов Иван Андреевич, проживал на улице Свобода дом №15. Я был рад такой встрече, а до этого тосковал по своим друзьям, которые остались работать на ж.-д.станции. От Гуськова я узнал подробно про ту команду, в которой должен работать. Кормили там плохо, а самое главное, тяжелая работа на ж.-д. Частые заносы; снег очищали без рукавиц, люди отмораживали пальцы рук и даже ноги. Конвой избивал пленных, а еще хуже от-носились полицаи. Мы договорились держаться вместе.



Снова центральный лагерь 

Испытывая радость, что приобрел друга и избежал работы на железной дороге, мы снова в центральном лагере. Фактически я тоже заболел гриппом и плохо чувствовал, одна-ко, на 2-ой день нас, 12 человек, немец вывел в поле и по снежной целине, пройдя несколько километров, очутились на электростанции. Здесь офицер – немец объявил: - Кто печник, вы-ходи из строя. Желающих не было. Затем немец, обращаясь, спросил, может быть есть кто мог бы сложить маленькую группку, за это он получит буханку хлеба. Мой Иван Уговорил меня взяться за это дело и мы тут же приступили к работе. Я как «специалист» стал класть из кирпича основания, вместо глины мне подносили песок. Я предупредил немца, что без глины нельзя работать, но поскольку глины нет, немец махнул рукой, говорит, - «Клади…». Работа закипела, но когда дошло до свода, он не мог держаться на песке, дважды разваливался. С трудом на подставке укрепил свод, и вскоре печка была готова. Немец приказывает испробовать, не дымит ли она. Я, опасаясь, что, когда наложим дрова и разожженная печь может по-ползти и развалиться, просил немца это делать только утром пока затвердеет кирпич. Он согласился и тут же выдал хлеб. Иван с радостью схватил буханку и спрятал в свой мешок, обещая разделить ее в лагере. Но вечером он отказался резать, мотивируя, что люди увидят и ночью у сонных украдут. Отложили до утра. Кроме того, у меня был запас соли, мешочек с солью тоже остался у Ивана, который обещал утром возвратить. Но утром, когда получили баланду, Иван незаметно исчез и пропал. Два дня в лагере его искал и не нашел. Вот таким оказался мой новый друг. Правда, до этого он поведал, что в 1937-38гг. его репрессировали, он отбывал 5 лет лишения свободы, враждебно высказывался в адрес советской власти. По существу я уже отгораживался от него, но делал это осторожно, чтобы не нажить себе врага… Причем этот Гуськов был смелым и находчивым, шел на риск и добивался своей цели. Например, он нашел лазейку в ограде, проникал в другой барак и там получал еще порцию баланды. Однажды он увлек и меня, но потерпел неудачу.

Продолжение публикации
Предыдущая часть публикации
Предисловие к публикации

Комментариев нет:

Популярные сообщения