четверг, 15 сентября 2011 г.

Война Александра Быкова

Даже самые близкие не всегда знают о том, какой была война для их отцов и дедов. Как часто приходится сокрушаться, что вовремя не расспросили, не записали подробно то, что услышано. Алевтина Александровна Фомичева после смерти своего отца обнаружила его воспоминания и дневники, в которых война открылась для нее, дочери Александра Григорьевича Быкова, совсем иной стороной. Александр Быков хранил свои дневники и писал воспоминания для того, чтобы молодое поколение знало о том, что пришлось пережить советским военнопленным в фашистском рабстве, и понимала, что любовь к Родине - это великое чувство, которое помогает преодолеть любые испытания. Рукописная книга, которую он составил, заканчивается такими словами:
Все эти мучения я описываю не ради себя, а ради нашего молодого поколения, которое не видело той страшной войны, которую пришлось пережить моему поколению. Это были тяжелые годы. Погибли миллионы советских людей, а кто остался жив – перенес тяжелые мучения. Молодежь должна знать об этом и не забывать, что такое война и что такое плен! 
Даю совет молодежи – любите свою Родину, ее никто не может заменить. Умножайте мощь своей Отчизны. Будьте бдительны. Боритесь за мир во всем мире, чтобы всегда было над нашей Землей чистое небо. Не попадайтесь в руки врага, не губите свою молодую жизнь. Черное пятно плена никогда не смоется.
Алевтина Александровна оформила рукопись в виде "самиздатовской" книжки, которую передала в тульские музеи и в фонд областной универсальной научной библиотеки. И мы договорились с Алевтиной Александровной о том, что книга эта будет опубликована в Интернет на страницах нашего блога. Публикацию мы начинаем с предисловия, написанного А.А. Фомичевой.

Александр Григорьевич Быков 

Моя война 

О пережитых днях в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.
Книга памяти.- это крик души человека, прошедшего войну, но…, увы… через фашистские лагеря, затем голод, холод, унижения и пребывание постоянно под дулом автомата. Судьба хранила ЕГО. Он остался жив, не сломался, не пал духом. Всегда искал выход для сопротивления врагу. Все, что он пережил в плену, изложил в книге.
ЕМУ чудом удалось сохранить маленькую, потрепанную записную книжку, где вкратце записывал даты и факты своей жизни ТАМ. Сохранились и 2 фотографии – его и жены – помятые и стертые, сделанные перед уходом на войну.
Надпись на обороте: "24/VI 41 г.
Эта фотокарточка все военные невзгоды лично со мной и возвратилась 9/VI 1946г. Аликсандр. Пилагея".  
Это была единственная связь с прошлым, что придавало ЕМУ силы, чтобы ВЫЖИТЬ. К сожалению, при жизни отца я была несправедлива к нему, его прошлому, когда он пытался прочитать свои главы. Уже потом, когда ОН ушел из жизни, и я взялась за рукопись, была в шоке от изложенного,- от того, что я, оказывается, не знала своего отца???!!!
Мне стало стыдно… но, увы, возврата нет. И вот, в год 65-летия Великой Отечественной Вой-ны я решила привести рукопись в порядок, распечатать и оставить для своих близких. МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДОЛЖНО ЗНАТЬ, КАКАЯ БЫЛА ВОЙНА, ЧТО ТАКОЕ ПЛЕН ГЛАЗАМИ ПРОСТОГО СОЛДАТА. 







Немного об отце. Быков Александр Григорьевич родился в 1906 г. 26 июня 1941 г. добровольцем пришел на призывной пункт, считая своим долгом защищать Родину. Обучался на курсах радистов.
27 сентября 1941 г. получив новое обмундирование, винтовку с 10-ю патронами, рацию, он и 4 красноармейца были направлены на передовые позиции радистами в 147 танковую бригаду, в Смоленском направлении.
 Наша Красная Армия отступала. В котле, под Вязьмой, попал в окружение. Затем - плен, побег, этапы, болезни, голод, унижения, фашистские лагеря… и… отправка в Германию (как это было описано в книге).
В 1945 г. – освобождение, госпроверка личности, регистрация, снова в строю. 3 июля 1946 г.- демобилизация, возвращение в Тулу. На работу устраиваться было сложно с клеймом пленного. Работал в системе Тулгорторга.
После выхода на пенсию занимался военно-патриотической работой среди школьников, молодежи. Много читал литературы. Имеет награды Участника войны. Написал книгу воспоминаний, которую посвятил молодому поколению. Тяжелая жизнь дала о себе знать, он почти ослеп. Умер в возрасте 83 лет в 1989 году.
Что касается меня – «клеймо плена» долго преследовало меня по жизни, особенно при поступлении в Ленинградский университет, когда заполняли анкету и в графе – «Был ли кто из близких родственников в оккупации и т.п.» я скрыла это – написала «нет, не были». Меня приняли, но я боялась, что тайна раскроется.
Потом оформляли допуск к секретной работе, в воинской части мужа, даже за границу в соцстраны. Иногда приходил «сотрудник», интересовавшийся «моими делами». Хотя все было нормально, но ЭТО долгое время тяготило меня. Возможно, будь все иначе, - жизнь моя сложилась бы по-другому. Но, тем не менее, ОНА прекрасна и я благодарна ЕЙ.
Прошу строго не судить за возможные ошибки и опечатки. Заранее приношу извинения. Большое спасибо моим коллегам, принимавшим участие в оформлении книги.

С уважением, Фомичева Алевтина Александровна г.Тула, 2010 год.

1 комментарий:

VolNa: комментирует...

Какая история драматичная! И вместе с тем, такая по-человечески понятная... Мне кажется, именно такие живые свидетельства и способны затронуть сердца молодых. Говорить с ними о войне с каждым годом все сложнее - но необходимо!

Популярные сообщения