вторник, 21 июля 2020 г.

"Среди лесов дремучих" ... "немца засундучила"

24 мая 1942 года газета "Черепетская коммуна" опубликовала письмо Виктора Петерсона, которое курсант военной школы, передавая привет своим землякам, завершает словами из песни, написанной В. Лебедев-Кумачом в 1941 г. на мотив популярной в гражданскую войну песни "Среди лесов дремучих"

"Клянусь я землякам:
Покуда сердце бьется,
Пощады нет врагам"
(в оригинале - "клянемся землякам").







Среди призывников Черепетского РВК есть только один Виктор Петерсон, поэтому мы не сомневаемся, что именно он - наш "герой газетной полосы". На сайте "Подвиг народа" представлены о нем достаточно подробные сведения и даже имеется фотография. 

Виктор Вернерович Петерсон родился в г. Алексине 10 июля 1923 года. На службу поступил 10 марта 1942 года, прошел всю войну, дослужив до подполковника, был награжден медалью «За боевые заслуги», орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Службу окончил в 1972 году.
Однако наши попытки узнать о его судьбе в довоенные и послевоенные годы пока оказались не результативными. Не смотря на редкое имя - Вернер, мы не нашли сведений о его отце, не удалось узнать и о том, где служил Виктор Вернерович Петерсон, где жил он или члены его семьи в послевоенные годы.
Но, благодаря поискам информации о Петерсонах в Черепети, нам удалось познакомиться с Марией Моисеевной Мелиховой. До войны она училась в одном классе с сестрой Виктора Риммой. Мария Моисеевна вспомнила, что семья Петерсонов была приезжей. Отец работал зав. аптекой, мать работала там же. Но еще во время войны они всей семьей уехали из поселка. 
Мария Моисеевна рассказала нам о том, как пережила оккупацию. Ее рассказ мы приводим дословно:
Сама я родом с Поволжья, донская казачка. Привезла нашу семью на эти земли моя бабушка Ирина Васильевна, когда на Поволжье был страшный голод. Люди вымирали станицами.
Сначала приехали жить и работать на железную дорогу на станцию Лихвин, а затем перебрались в Черепеть, и работали в Чугунолитейной Артели.
Когда началась война мне было 14 лет, я закончила 7 классов (дальше уже и нигде не училась). Немцы пришли в поселок осенью 1941 года и пробыли здесь примерно 2 месяца.
Когда стало известно, что немцы совсем близко, жители поселка эвакуировались в ближайшую деревню Цепинку, а тут бомбежка. Мы, будучи подростками рыли окопы. Как- то в один из дней на окопах: осень, грязно, сыро. У меня на ногах были надеты валенки с галошами, на них толстым слоем налипала грязь, ногам было очень тяжело. И, вдруг послышался какой-то звук, как будто музыка. Но это оказалось бомбежкой, я так и рухнула на землю. Когда она закончилась, я почувствовала, легкость в ноге, даже подумала, что мне оторвало ногу, а это оказалось: галоша слетела с валенка. В эту бомбежку погибло человек пять, в том числе и мой одноклассник Алешка Кудеев. И вот в поселок пришли немцы. Их штаб располагался в здании бывшей школы, гараж – в бывшем клубе, конюшня в жилом доме Алешиных, а кухня – в доме Гречишниковых. Немцы ходили по домам, просили еду, забирали все, что им было нужно, но никого не обижали.
Мы с друзьями все время стремились нанести какой-нибудь вред им. Например, брали тяпки и перерубали кабели связи. При кухне у них на улице стояла большая мясорубка, так вот её мы закидали камнями, и она вышла из строя.
Никогда не забудется бой на Новой Черепети, было очень страшно, мы все попрятались кто куда, все вокруг громыхало и полыхало.
После того как немцев прогнали, какое- то время работала на Краинке в госпитале, простой рабочей. Пела песни для раненых. Однажды мы поехали за дровами в лес, я провалилась в ручей. Но я не обращала внимания на это, и пока мы не нарубили дров, так и была мокрая.
Через некоторое время освободилось в Черепети место почтальона, и я пошла работать на почту. Так и проработала всю войну почтальоном. Разносила газеты, вручала повестки. Очень было тяжело доставлять в дома «похоронки».
А ещё Мария Моисеевна поделилась с нами песней, которую привез с войны ее отец Скачков Моисей Николаевич. Эту песню сочинили на фронте его боевые товарищи и назвали ее "Немца засундучило". Впоследствии в клубе, будучи солисткой Черепетского хора, Мария Моисеевна пела ее со сцены. 
«Немца засундучило»

Ой, ругаю я судьбу
Как беда нагрянула.
Занесло ко мне в избу
Немца окаянного.
Приказал белье стирать,
Жарить кур награбленных.
Сам улегся на кровать,
Там, в саду, под яблоней.

Если дальше так пошло
Тут бы думать нечего.
Но примчались на село,
Партизаны вечером.
Заметался наш Адам,
Гнется в три погибели.
Весь костюм себе обтер,
Коль почуял гибели.

Дескать, прячь меня в избе,
В этот ящик кованый.
И открыла я ему,
Свой сундук окованный.
Лег наш немец и притих,
Было так невесело.
Крышку я закрыла вмиг
И замок повесила.

А потом зову к себе
Гостя долгожданного.
Получай-ка, милый мой
От меня приданое.
Посмотри-ка, что тут я
Нынче отчебучила.
Специально для тебя
Немца засундучила!
Публикацию подготовили Р. Н. Клешина, библиотекарь  Черепетского поселкового филиала, О. В. Гетце, зав. ПЦПИ Суворовской межпоселенческой централизованной библиотечной системы.

Комментариев нет:

Популярные сообщения