среда, 28 сентября 2011 г.

Александр Быков. Моя война

На пороге стояла война

А.Г. Быков перед уходом на войну.
28 июня 1941 г.
26-го мая 1941 года меня вновь назначили начальником пионерских лагерей. На этот раз моя кандидатура утверждалась на бюро Тульского горкома партии. В ходе обсуждения возник вопрос о моём партийном учёте, поскольку я состоял на учёте в Зареченском райкоме, а пионерлагерь находился в ведении Центрального района. В связи с этим было решено поставить на партучёт в Центральном районе. Кроме того, на бюро был решен вопрос и о моей основной работе. Когда закончится сезонная работа пионерлагеря, предполагалось меня использовать в Центральном районе в должности заместителя управляющего в одной из городских организаций. Такое решение меня радовало и я тут же приступил к работе.
Трудностей я не боялся, поскольку в прошлом году уже работал в этом пионерлагере и сезон закончился с хорошими результатами , за что был премирован месячным отпуском.
К 5 июня 1941 года пионерлагерь был полностью подготовлен: произведен ремонт помещений, подобран и укомплектован штат работников. Закуплен и завезен необходимый инвентарь, спальные принадлежности, завезены в широком ассортименте продукты питания. Наконец наступил день заезда и прием детей, который прошел организованно.
Лагерь располагался в живописном месте – рядом лес, пруд, поляна. Легко дышалось чистым воздухом.

Начало войны

Наступило утро 22 июня. Небо было чистым, солнце ласково источало свое тепло. Настроение у всех было бодрое. Но оно вскоре было испорчено, так как наше мирное время кончилось. Среди дня было получено сообщение о том, что фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, варварски бомбила города, сёла, военные объекты уничтожая ценности и убивая ни в чём неповинных людей, в том числе, женщин, детей.
Всё это мне пришлось сообщить на митинге нашим детям и персоналу, будучи уверенным в мощь Красной Армии. В то время я сказал, обращаясь к детям: - Будьте спокойны – отдыхайте. Победа будет за нами. Наша доблестная Красная Ар-мия проучит зарвавшегося врага и не только остановит, но и разобьет его в собственной бер-логе. Мы все были уверены, что война будет непродолжительной и враг будет вскоре разгромлен, как произошло недавно с японскими самураями. В этот час я не мог себе представить, какое чудовищное испытание выпало на долю нашего народа и какие тяжкие испытания придется пережить и мне. Однако, глубоко веря в мощь наших вооруженных сил, я , в первую очередь, возлагал большие надежды на военно-воздушный флот, на его героический состав летчиков, которых мы ласково называли «Сталинскими соколами».

Служба в рядах Красной армии

Война вступила в свои права. Шли дни, но фронтовые вести не радовали. Фашистские войска стремительно продвигались вглубь нашей страны и занимали город за городом. На своём пути гитлеровцы уничтожали огнём и мечом города, сёла, не щадя даже стариков, женщин и детей. 26-го июня, передав свой пионерлагерь новому начальнику Саше Новикову, студенту Тульского механического института, я сам досрочно явился на призывной пункт с просьбой отправить меня на фронт, в действующую армию. Но увы, меня зачислили в запасной полк, который формировался в бывших казармах 251 стрелкового полка.
Находясь в казармах, наше командование направило меня в числе других девяти бой-цов в распоряжение начальника милиции Зареченского района. Прибыв в указанное место, тот же час получили задание, которое нас обязывало сроч-но оцепить несколько улиц района и тщательно осмотреть каждый дом, двор, сараи. В случае обнаружения неизвестных лиц – задержать и доставить в милицию. В помощь нам – военным - дали двух гражданских активистов и раскрепив каждой группе по улице, мы отправились выполнять задание. Моей группе досталась ул.Курковая. Дома, сплошь и рядом одноэтажные с сараями и пристройками. Почти у всех были сады. Вот всё это мы обязаны тщательно осмотреть и выловить скрывавшихся вражеских диверсантов.
Нам удалось задержать 2-х человек мужчину – взяли из шалаша сада и женщину, находившуюся в сарае. Она оказалась без документов и не проживала в данном районе. Перед рассветом их мы сдали в милицию, причём здесь уже находились ещё человек шесть задержанных и каждый проходил особую проверку. Результат проверки нам неизвестен, так как нас отпустили в свою часть. Возвращаясь в казармы, на всём пути нас тревожила мысль: «Неужели и впрямь нам удалось задержать настоящих шпионов, ведь кажется все задержанные русские. Как они могли стать на путь измены своей Родины и помогать заклятому врагу в столь тяжелое время для нашей страны? Как хотелось верить, что все задержанные честные люди, но, в то же время, навязчивая мысль твердила обратное…»
На следующий день из казарм нас перебазировали в помещение школы № 16, расположенной напротив нашего дома. Здесь пробыли 10 суток. Спали в классах, а днем во дворе рыли глубокие траншеи, питались на фабрике кухне. Хорошо запомнилась историческая речь И.В. Сталина по радио 3-го июля 1941 года. Затаив дыхание, слушали нашего вождя с особым вниманием и старались не пропустить ни одного слова. Голос его – тихий, говорил неторопливо и с паузами. Он призывал всех советских людей на священную борьбу с фашистскими ордами. Каждое слово его далеко проникало в наши сердца. Отчётливо слушалось дыхание и бульканье воды в стакане. Особенно остро были восприняты его слова, когда И.В.Сталин произносил: «Братья, сёстры и мои дорогие друзья». Ведь такие нежные и ласковые слова пришлось слышать впервые…

Продолжение
Предисловие к публикации 

1 комментарий:

VolNa: комментирует...

Просто мороз по коже... Читая такие живые свидетельства, особенно остро понимаешь до чего хрупок и ненадежен мир.

Популярные сообщения