среда, 7 апреля 2010 г.

Рядовой Великой войны

Так сложилось, что для меня единственным источником информации о боевом пути моего дедушки, Андрея Владимировича Авдеева, служит его военный билет. С дедом нас жизнь развела – умер он через год после моего рождения. Андрей Авдеев – один из миллионов советских граждан, рядовой Великой войны.
Простой сельский парень, родившийся в д. Оленино Тульского района (ныне Ленинский район) Тульской области 25 мая 1925 года, к началу войны имел 5 классов образования и уже год как работал плотником в совхозе «Победитель» Тульского района. В то время ему было всего 16 лет. Пришлось моему деду стать свидетелем Обороны Тулы и пережить пусть короткий, но тяжелый период оккупации – фашистские войска занимали д. Оленино три дня (с 5 по 7 декабря 1941 г.). Немцы сожгли дом, семья жила на квартире, едва построили новый, как деда забрали на фронт. В армию его призвали 5 марта 1943 года.

За десять дней до своего 18-летия, 15 мая 1943 года, он принял воинскую присягу. Определили моего деда в артиллерию, вначале на полгода (с марта по август) в 88 запасной зенитно-артиллерийский полк (очевидно, там он проходил обучение), а затем уже в действующую армию в 1720 зенитно-артиллерийский полк. В Интернет мне встретилось упоминание, что 88-й запасной полк дислоцировался в Звенигороде под Москвой. 1720-й зенап вошел в состав действующей армии 16 ноября 1943 года. В военном билете указана дата назначения моего деда в 1720-й полк: август 1943 года. Получается, что Андрей Авдеев фактически принимал участие в формировании полка и прошел с ним все фронтовые дороги: с осени 1943 по июль 1944 г. – Брянский фронт, затем 1-й Прибалтийский фронт и до Победы – в составе 3-го Белорусского фронта.
В графе воинская должность у деда в военном билете значится «орудийный номер». В артиллерии так принято называть личный состав орудийного расчета: каждому в соответствии с его обязанностями присваивается определенный номер (№1 командир, №2 наводчик, №3 заряжающий и т.д.). Количество бойцов в составе орудийного расчета зависит от калибра орудия. Дед мой воевал на орудиях малого калибра. Дослужился до звания ефрейтора. Ранен не был. Его боевые награды – медаль «За взятие Кенигсберга» и медаль «За освобождение Германии». Демобилизовался Андрей Авдеев в 1948 году. Вернулся в родную деревню, женился. Родились две дочери. Одним словом, наладилась мирная жизнь, но длилась она для моего деда не слишком долго…

Инна Куканова, зав. Отделом литературы на иностранных языках

Комментариев нет:

Популярные сообщения