пятница, 26 февраля 2010 г.

«Был он рыжий, как из рыжиков рагу…»

У моей бабушки Марии Петровны было шесть сыновей: Петр, Александр, Цалий, Илья, Матвей и самый младший в семье - мой отец Михаил. На войну ушли все шестеро. Петр был профессиональным военным, Александр служил в железнодорожных войсках, Цалий - в бронетанковых, Илья - в СМЕРШе, Матвей был политруком, Михаил Григорьевич Варьяш - в артиллерии. С войны не вернулся Матвей, и мы не знаем где и как он погиб.
Отец о войне вспоминать не любил. Рассказывал лишь два эпизода, но в них и заключалась для него вся правда войны. Особенно запомнился первый день. Отец окончил школу в 1941 году, и в ночь на 22 июня ребята собрались уйти в поход. Ночью они дежурили в школе, ждали, когда все соберутся. Разразилась страшная гроза, их в Туле почему-то называют «воробьиными».
Гроза-то их и задержала. А утром они услышали по радио, что началась война и прямо из школы пошли в военкомат. Отец окончил ускоренный курс военного училища и принял минометный взвод. Ему было 17 лет…

В ноябре 41 года на Синявинских болотах он был ранен. Ранили его утром. Наши войска ушли далеко вперед за отступающими немцами. Весь день он лежал один, а к вечеру, когда уже начало смеркаться, вдруг услышал знакомые голоса. Похоронная команда собирала трупы после боя. Отец говорил: «Я стал громко звать на помощь». Ему казалось, что он кричит, а старшина слышал лишь тихие стоны. Он пошел на них и увидел своего лейтенанта. Погрузил старшина его поверх трупов на телегу и повез в медсанбат. Хирург после операции сказал ему: « Ну, ты в «рубашке» родился. Я думал, что не смогу спасти ногу, но видишь - все в порядке, еще танцевать будешь». Кстати, отец танцевал отлично. Потом были госпитали, и в 1944 году его окончательно комиссовали. Даже после многочисленных операций он носил в себе десятки осколков…


О чем думал молоденький лейтенант, когда лежал один на поле боя?

Моя бабушка часто говорила: «Мишка был огненно - рыжий». Я родилась через пять лет после войны. Мой отец был совершенно седой.

Ирина Варьяш, главный библиотекарь
Отдела обслуживания



Комментариев нет:

Популярные сообщения