Политрук Сизов |
"Стрелковые дивизии и полки Тульского боевого участка были крайне малочисленны. Они имели очень мало боевых средств, особенно пушек и боеприпасов к ним . Главную ударную силу в борьбе с танками представлял 732-й зенитный артиллерийский полк, вспоминал командир 732-го зенитного артиллерийского полка М.Т. Бондаренко.
На огневом пункте. Тула, 1942 г. |
Зенитчики "... заранее отрыли траншеи для боеприпасов и защиты боевых расчетов. Вокруг пушек насыпали брустверы для обеспечения круговой стрельбы. В траншеях устроили погребки для ящиков со снарядами, в каждом - по два выстрела. Снаряды были бронебойными; стальная болванка имела победитовый наконечник, прикрытый жестяными колпачками. К болванке был привинчен стальной цилиндрик с трассирующим составом, так называемый трассер.
Бронебойные выстрелы нам, пацанам, были хорошо известны. Поврежденные немецкими снарядами, минами и пулями, мы часто находили их в кюветах и на огородах Волоховского поселка еще в 1946 году. Мы разряжали выстрелы, ударяя болванкой о трамвайные рельсы несколько раз, и затем вынимали ее из гильзы. Потом отвинчивали трассер, вытаскивали защитный белый шелковый мешочек с бездымным порохом. Помню до сих пор - на мешочке стоял черный штамп: порох (указывался шифр) и вес - 2 килограмма 210 граммов. Затем мы извлекали другой шелковый мешочек с дымным порохом, расположенный на самом гильзы у капсюли для инициирования воспламенения основного порохового заряда. Естественно, порох мы использовали для своих нужд.
...Сами болванки не могли взрываться, иначе они не принесли бы танкам никакого вреда... Имея приличную массу и большую начальную скорость, 85-мм бронебойный снаряд пробивал насквозь все типы танков, выпущенных заводами Германии в 1940-41 годах. Обычно трассирующий состав поджигал пары бензина внутри немецких танков - они работали на бензиновом топливе, а наши - на дизельном. Когда болванка попадала в стык корпуса и башни, последняя отлетала в сторону. Если же пробивала башню спереди и ударялась в заднюю стенку, она срывалась со сварных швов и отлетала 15-20 метров. Заднюю стенку от башни с небольшой вмятиной от снаряда и толщиной 20-мм я притащил себе во двор. Она успешно служила для правки гвоздей".
Болохово. Выпуск допризывников, 1935 г. М. Сизов сидит в центре стола |
"...Между Тулой и Косой Горой, в реденьком лесочке, зенитчики устанавливали свои пушки, готовя их к бою с танками противника. Еще издали мы заметили на шоссе двух командиров.
- Это кто там? - спросил Сорокин.
- Похоже, полковник Леселидзе и лейтенант Волнянский определяют расстояния до намеченных ориентиров...
- Вот это дело,- сказал бригадный комиссар и пошел к артиллеристам. Через четверть, часа вернувшись к машине, он сказал подошедшему политруку зенитной батареи М.И. Сизову:
- Соберите-ка на минутку людей...
Зенитчики с любопытством окружили нашу машину.
- Митинговать, товарищи, некогда, - заговорил Сорокин. - Вчера враг прорвал наши позиции у Плавска и Белева, не сегодня-завтра он может оказаться у стен Тулы. Буду откровенен с вами: сил у нас тут не густо. На вас Военный совет армии, советская родина возлагают великие надежды. Зенитный снаряд пробивает броню любого фашистского танка. Это я видел собственными глазами еще в боях у Смоленска. Чувствуете, какое грозное оружие доверено вам? Ни шагу назад! Ни одного вражеского танка не пропустить к Туле - вот ваша святая задача! Вот понятно, товарищи?".
Вот и весь митинг. Сил для нормальной обороны нет, подкрепления не обещаем, враг прет дуром, но вы уж тут, в лесочке, в ровике, постарайтесь. да они и сами все понимали...
Гусев С.И. Тайны тульских улиц.- Тула: Дизайн-коллегия, 2011. - С. 48-51.
Продолжение публикации
Начало публикации
Комментариев нет:
Отправить комментарий