Командировка в Москву 8, 9 и 12 апреля была очень насыщенной. Один день традиционно провела в Отделе газет – просматривала очередную порцию «районок». На следующий день (в пятницу, 9 апреля) пришлось отвлечься от проектных задач: в качестве члена жюри Всероссийского конкурса научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению несколько часов провела в жарких баталиях о присуждении изданиям, вышедшим в свет в 2008-2009 году, самой престижной библиотечной премии.
Остальное время – переговоры, переговоры… В проекте столкнулись с целым рядом «подводных камней», с которыми, убеждены, справимся – проект получает самую горячую поддержку на самом высоком уровне. Но административные вопросы, так или иначе, приходится решать. И это не является чем-то особенным.
Особенным в последней поездке стало посещение «святая святых» - лаборатории микрофильмирования Российской государственной библиотеки. Именно там газеты превращаются в пленки и цифровые копии. Хранилище Отдела газет, куда нас допускают для работы, своей «святости» за два с небольшим месяца реализации нашего проекта тоже не утратило. Тем не менее, с каждой поездкой становится привычнее - все больше сосредоточенности, все меньше волнения. Да и то, что можно увидеть в хранилище, должно быть знакомо каждому библиотекарю хотя бы теоретически в курсе изучения библиотечного дела. То, что удалось увидеть в лаборатории микрофильмирования, "библиотечным делом" назвать трудно.С микрофильмированием мы знакомы уже почти двадцать лет. Первые проекты по сохранности, которые реализовала наша библиотека, относятся еще к началу 90-х годов. С того времени мы упорно движемся вперед, используя все возможности для получения финансирования на микрофильмирование. Дважды принималась областная целевая программа. Был получен грант Президента РФ. Стабильную поддержку мы имеем в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».
Но наша работа всегда ограничивалась сбором комплектов изданий, их просмотром и подготовкой к микрофильмированию. Что с ними происходит дальше, библиотекарю неведомо.
Описать всю технологию «в двух словах» невозможно. Поэтому адресую дотошных читателей к недавно открывшемуся сайту Российского страхового фонда документов, который поддерживает РГБ, где представлен в деталях весь порядок съемки изданий. Здесь также можно познакомиться со сводным каталогом, отражающим сведения об изготовленных страховых микрофильмах и документах, отобранных для страхового копирования и/или находящихся в процессе микрофильмирования. Сейчас в регистре отражено 159 единиц хранения тульских изданий. В скором времения в регистре появятся и тульские газеты военных лет. Благодаря гостеприимству Иветты Геннадьевны Пестеревой, начальника Отдела микрофотокопирования (МФК) РГБ, и ее коллег - сотрудников лаборатории Валентины Васильевны Кузнецовой и Валентины Николаевны Чельцовой мне посчастливилось увидеть процесс своими глазами.
Процесс наблюдала на примере газеты "Комсомольская правда" за 1941-1945 годы, которую микрофильмируют сейчас по заказу редакции. Собственного архива "Комсомолка" лишилась во время пожара в 2006 году.
Микрофильмировать "Комсомолку" особенно трудно. Помимо того, что газеты военного времени издавались на бумаге плохого качества и сохранились, как бы ни старались библиотеки, в плохом состоянии (с чем мы тоже сталкиваемся в нашем проекте), "Комсомолка" выходила в разном формате, со множеством приложений и дополнительных выпусков, многие из которых всего-то в размер календарного листка. Съемка каждой такой страницы производится отдельно. Сотрудникам лаборатории приходится немало повозиться, чтобы получился качественный снимок: все соседние страницы в пошивке перекладываются белой бумагой, чтобы в кадр попала только то, что должно быть снято.
На аппарате для съемки газетный лист плотно прижимается стеклянным прозрачным прессом, затем нужно настроить экспозицию съемки, чтобы добиться нужно качества. Не всегда все получается идеально: бумага может быть слишком желтой, типографская краска тусклой, нередко из-за того, что бумага тонкая, проглядывается текст с обратной стороны. Особенности оригинала и дефекты съемки отмечаются специальными значками, которые фиксируются на микрофильме вместе со страницей издания.
После того как отснята газета, пленку отправляют в специальный аппарат на химико-фотографическую обработку, результатом которой становится появление негатива микрофильма I поколения - это самый "главный" микрофильм, самого лучшего качества. Именно он передается потом в хранилище государственного страхового фонда документов.
Все последующие негативные и позитивные копии изготавливаются на аппарате для копирования пленки в строго установленной последовательности. Каждое поколение копии теряет качество в сравнении с микрофильмом I поколения. Но разницу заметить может только специалист.
Оцифровку издания проводят здесь же на сканере с микрофильма. Оригиналы газет никогда не подвергают дополнительому "стрессу". По правилам издание, предназначенное для переформатирования, должно лишь однажды контактировать с техникой. К сожалению, даже библиотеки не всегда соблюдают это правило. В современной лихорадке создания цифровых массивов нередко, не зная о том. что уже кто-то оцифровал интересующее нас издание, мы беремся сканировать его вновь. О том, на каких сканерах это делается - разговор особый. Многим и невдомек, что планшетные сканеры категорически нельзя использовать для сканирования книг - это очень вредно для бумаги. Между прочим, качество изображения, которое получается при работе с планшетным сканером, также совершенно не годится для серьезной электронной библиотеки. И еще один проверенный опытом аргумент в пользу того, что нужно использовать всю технологию переформатирования в комплексе (микрофильмирование с последующей оцифровкой) - скан с микрофильма зачастую получается гораздо лучшего качества,чем сканирование с оригинала издания.
Ю.В. Иванова
Комментариев нет:
Отправить комментарий