воскресенье, 24 января 2010 г.

Дожить бы до 50-летия Победы!


Мой дед мечтал об этом. Его мечта сбылась - 9 мая 1995 года он надел все свои награды и отправился вместе с бабушкой к памятнику советским летчикам, погибшим в 1941 году на подступах к г. Москве, который установлен в Бирюлево недалеко от его дома.Поехать на Красную площадь деду здоровье не позволило. Умер мой дед Александр Ефремович Соломонов в 1998 году, в декабре. А мог двадцатилетним лейтенантом погибнуть еще в декабре 1942-го, под Ленинградом, или умереть позже от ран в госпитале в г. Красноярске - у деда были перебиты обе руки. Восстанавливался долго - сначала заработала левая, и пришлось заново учиться писать. Потом ожила правая. Но почерк до конца дней так и остался неразборчивым - правая рука, словно в благодарность левой, не хотела писать лучше нее.
Хотя руки у него были золотыми - его главной страстью после выхода на пенсию стала резьба по дереву. Дед был артиллеристом. В Туле возле университета стоит пушка - дед говорил, что именно такие пушки были у них на войне. "Дедова пушка" - так называю я теперь это стоящее на постаменте орудие. С "дедовой пушкой" я встречаюсь, как минимум, дважды в день - отправляясь утром на работу, и возвращаясь вечером домой.

"Настанет день,
        и с журавлиной стаей
Я полечу в туманной
       синей мгле..." -

это была его любимая песня. Мы часто пели ее вместе, и я, маленькая, выучив слова на слух, тянула: "в туманной синигле...". Что такое "синигла" и где она находится, я не знала, но была уверена, что она существует где-то там, рядом с деревней Ямижоры на реке Ижора, под Ленинградом, где дед получил тяжелое ранение. Мы ездили туда всей семьей вместе с дедом. На снимке, который сделан в этих местах 1977 году, туманная синяя мгла простирается над головой деда. О войне он рассказывал часто, но не слишком подробно. Теперь, когда деда нет, я понимаю, как мне не хватает этих подробностей, и как они важны. Теперь приходится собирать по крупицам все, что помнят близкие по его рассказам.Потому что если этого не сделать - мой сын, и тем более его будущие дети, уже никогда не смогут узнать о том, как дед воевал.

Юлия Иванова
(заместитель директора по научной работе)

3 комментария:

Unknown комментирует...

Спасибо за этот рассказ, спасибо за блог.
Юлия Фадеева

Unknown комментирует...

В последнем году перед пенсией твоя тётка работала в Военном институте и читала с иностранцами учебный текст"Защита Ленинграда". Фраза " 19 сенября 1941 года гитлеровцы провели массированную атаку с воздуха и сбросили вниз самое большое количество бомб и снарядов за весь ход сражений под Ленинградом" потрясла. Именно 19 сентября твой дед и мой отец отмечал как день своего второго рождения.Фашист смазал, и мы родились.

ЧУМработница комментирует...

Всех с Днём Победы!Спасибо за память.

Популярные сообщения