В.П. Леонов, д-р пед. наук, профессор,
директор Библиотеки Российской академии наук,
Н.М. Баженова, канд. филологических наук,
зав. научно-исследовательским отделом изданий Академии наук.
В последние годы Библиотека Российской академии наук (БАН) активно разрабатывает военную тематику. 65-летию Победы она посвятила серию библиографических указателей академических изданий военного времени – уже вышли 4 выпуска (за 1941[1], 1942[2], 1943[3] и за 1944[4] годы). В 2011 г. серия завершится выходом 5-го выпуска (за 1945 год) и отдельного тома сводных указателей ко всему изданию.
Эти подготовленные БАН библиографические издания нельзя оценивать только как ретроспективные и мемориальные. Это фундаментальный справочник, охватывающий всю издательскую деятельность Академии наук военных лет. В нем отражены перемены в деятельности Академии наук, связанные с необходимостью подчинить научные занятия целям укрепления обороноспособности страны и сохранения мирного населения. Такие публикации, бесспорно, дают культурной и научной общественности России бесценный материал по истории Академии наук, ее научно-организационной деятельности в социально-историческом контексте военного времени, ее вклада в развитие обороноспособности страны, роли в подготовке великой Победы.
С 2006 г. в БАН осуществляется проект «Научное наследие Российской академии наук», который финансируется Президиумом РАН, рассчитан на несколько лет и осуществляется всеми крупнейшими академическими библиотеками. Целью является создание полнотекстовой электронной библиотеки РАН, отражающей историю Академии наук, важнейшие достижения российской мысли в области науки и культуры, участие российских ученых в узловых событиях жизни страны и мира, персоналии. Предполагается, что оцифрованные источники будут представлены как в отдельных электронных ресурсах, так и на сайтах БАН и других академических библиотек и открыты для доступа пользователей (с соблюдением принципа интеллектуальной собственности).
Концепция электронной библиотеки БАН базируется на коллекционном принципе, что позволяет работать с ограниченными по объему и завершенными по характеру подбора массивами документов, постепенно заполняя информационное поле БАН, не внося в него хаоса. Такой подход имеет свои преимущества: он обеспечивает возможность доступа к информационным материалам по определенной теме, а также к редким изданиям. Создание электронной коллекции БАН начала со сканирования изданий Академии наук, относящихся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Работа с академическими изданиями военного времени стала стимулом к появлению целого ряда связанных с ней научных проектов. Так, была начата работа с биографическим материалом о сотрудниках БАН, внесших неоценимый вклад в сбор библиографической информации об издательской деятельности Академии наук, – работавших под бомбежками, без света, в голоде и холоде блокады, в тяжелейших условиях войны ради сохранения для будущих поколений сведений о выходивших академических изданиях. В частности, в ноябре 2008 г. Библиотека провела международные библиографические чтения, посвященные памяти одного из инициаторов и основных исполнителей этой уникальной библиографической деятельности военной поры – ученого секретаря Константина Илларионовича Шафрановского (1901-1973)[5].
В одном ряду с уже названными работами БАН стоит исследовательский проект 2008 г. – «Материалы Комиссии АН СССР по делам ленинградских учреждений как источник по истории организации науки в блокадном Ленинграде» (грант совместного конкурса «РГНФ – Санкт-Петербург – 2008», проект № № 08-01-95340а/П). В соответствии с проектом подготовлены к изданию ранее не публиковавшиеся материалы об организации науки в блокадном Ленинграде. Цель такого издания – введение в широкий научный оборот архивных документов, касающихся деятельности регионального отделения Президиума АН СССР (предшественника современного Санкт-Петербургского Научного центра РАН) и уточнения представления об организации науки в блокадном Ленинграде.
Материалы, подготовленные к печати в ходе проекта (исследовательской работы в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН), касаются важнейшей составляющей ленинградской академической науки – организационной деятельности регионального академического органа управления, действовавшего с конца августа 1941 г. по начало февраля 1942 г
Этот орган за время своей деятельности сменил несколько наименований и несколько составов.
С конца августа по середину октября 1941 г. орган управления академическими учреждениями носил название «Ленинградское отделение Президиума АН СССР» (варианты названия: «Президиальная комиссия», «Комиссия по делам ленинградских учреждений»).
В него входили члены Президиума АН СССР: академик-секретарь Отделения биологических наук Леон Абгарович Орбели – председатель Комиссии, академик-секретарь Отделения литературы и языка Иван Иванович Мещанинов, академик-секретарь Отделения геолого-географических наук Павел Иванович Степанов.
Этот состав органа управления академическими учреждениями Ленинграда занимался преимущественно вопросами эвакуации отдельных ученых, приведением штатных расписаний и финансирования учреждений в соответствие с условиями блокады (сокращение), обеспечением сохранности готовившихся к печати академических изданий (консервация и эвакуация наборов матрицированных книг).
Особое значение публикация протоколов заседаний Комиссии этого периода будет иметь для уточнения событий эвакуации. Что имеется в виду? Эвакуация шрифтов Типографии АН СССР, подготовка к эвакуации Архива АН СССР, включение в эвакуационный академический эшелон отдельных ученых, эвакуация руководящих работников ленинградских академических учреждений и замена уехавших руководителей высшего звена, утверждение кандидатур на должности вместо уехавших в эвакуацию, выбывших по болезни или умерших руководителей учреждений. Документы показывают эвакуационные события в динамике, поскольку война вызвала к жизни различные концептуальные модели сохранения академических учреждений (в том числе и БАН), которым соответствовал определенный период развития военных действий вокруг Ленинграда. Отражен в документах и животрепещущий кадровый вопрос, поскольку начало блокады вызвало к жизни резкое сокращение кадров в академических учреждениях и утверждение новых штатных расписаний. Документы фиксируют реальную ситуацию с финансированием ленинградских учреждений, по ним можно увидеть и размеры заработной платы сотрудников и руководящих лиц академических учреждений.
С середины октября по начало ноября 1941 г. (в связи с эвакуацией Л.А. Орбели, И.И. Мещанинова и П.И. Степанова) управление ленинградскими академическими учреждениями если и осуществлялось, то не зафиксировано документально (возможно, просто не было заседаний, а вопросы решались оперативно).
В ноябре 1941 г. возобновились заседания академического органа управления, за которым с этого момента закрепилось название «Комиссия по делам ленинградских учреждений». Однако и она имела 2 состава:
Состав Комиссии по делам ленинградских учреждений (ноябрь–декабрь 1941 г.): академик Сергей Александрович Жебелёв – председатель Комиссии по делам ленинградских учреждений (возглавлял ее чуть больше 1 месяца); академик Игнатий Юлианович Крачковский; профессор Александр Николаевич Кириченко.
Этот состав Комиссии сосредоточил свою деятельность на вопросах поддержания существования академических учреждений (финансирование) и организации быта сотрудников (продовольственное снабжение, питание, лечение).
Необходимо отметить сложность такой работы. Даже для того, чтобы включить на оборонное снабжение при столовой Дома ученых тех научных сотрудников, которые выполняли ответственные административные функции в учреждениях, но не имели при этом степени доктора наук (а в основном именно такие сотрудники и остались в блокированном Ленинграде возглавлять академические институты), требовались специальные ходатайства.
Приходилось также улаживать острые финансовые конфликты, возникавшие при распределении академических средств, предназначенных для оплаты деятельности Типографии и Ленинградского отделения Издательства АН СССР: Московское отделение «Академкниги» отказывалось платить за отпечатанные в Ленинграде тиражи и, чтобы решить дело, приходилось обращаться непосредственно в Президиум АН СССР.
С конца декабря 1941 г. (после смерти академика С.А. Жебелёва) действует следующий состав Комиссии по делам ленинградских учреждений: академик Игнатий Юлианович Крачковский (председатель Комиссии по делам ленинградских учреждений), профессор А.Н. Кириченко, профессор М.А. Тиханова, доцент С.Н. Бибиков, Б.В. Павлов, А.И. Болтунова, С.И. Ковалев.
На всех заседаниях во всех составах непременно присутствовал управляющий делами ЛАХУ М.Е. Федосеев.
По документам этого периода деятельности Комиссии по делам ленинградских учреждений видно, как академическая администрация боролась за увеличение продовольственного пайка ученым, сколько составлялось обращений в различные инстанции города, чтобы выхлопотать академикам и членам-корреспондентам спецпайки, а докторов наук и директоров академических учреждений приравнять хотя бы к представителям рабочего класса и получить для них карточки категории Р (рабочей)! Процесс двигался очень медленно, но все же в середине февраля 1942 г. такое разрешение было получено.
Этот состав Комиссии по делам ленинградских учреждений особое внимание уделял обеспечению сохранности имущества и библиотек умерших или эвакуированных ученых, активизации научной деятельности ленинградских ученых, созданием планомерной работы научных коллективов учреждений.
По документам видно, как руководил орган управления академическими институтами процессом научной деятельности ленинградских ученых. Огромную роль, например, сыграло в жизни всего блокадного Ленинграда заседание Комиссии по делам ленинградских учреждений от 5 января 1942 г., на котором был обсужден и получил всемерную поддержку доклад сотрудника ФТИ профессора Владимира Сергеевича Садикова «Новый метод комплексного использования дрожжей как промышленное задание в условиях военного времени». Внедрение этого открытия в производство спасло не одну сотню жизней ленинградцев.
Зафиксирован в документах и момент, когда впервые родилась идея о возможности в условиях войны празднования знаменательной научной даты. Ее высказал 3 апреля 1942 г. по поводу празднования 450-летия открытия Америки член Комиссии по делам ленинградских учреждений доцент Сергей Николаевич Бибиков. Первоначально предполагалось организовать юбилейную конференцию силами сотрудников ленинградских учреждений – Института истории материальной культуры, Института археологии и этнографии, Ленинградского отделения Института истории, Географического общества, Ленинградского отделения Архива АН СССР, а к Президиуму АН СССР обратиться лишь за финансовой помощью.
Однако уже 6 апреля 1942 г. Комиссия обсуждает план организации торжественной юбилейной сессии Ленинградской группы Президиума АН СССР, для участия в которой предполагает значительно расширить состав организаций-участников и привлечь сотрудников Ленинградского отделения Института истории, Института истории материальной культуры, Института археологии и этнографии, Эрмитажа, Географического общества, Ленинградского отделения Архива АН СССР и Библиотеки АН СССР. Для исполнения этого плана Комиссия решает просить перечисленные учреждения выделить своих представителей, подготовить ряд научных докладов, организовать выставку и подготовить печатный сборник.
10 апреля 1942 г. идея обрела еще более широкие масштабы: было решено посвятить знаменательной дате специальную сессию Объединенного ученого совета. Как известно, Президиум АН СССР не только поддержал это обращение, но и поднял ранг предложенного блокадным Ленинградом мероприятия на самый высокий академический уровень – была проведена специальная сессия Президиума АН СССР, открывшая серию торжественных заседаний Президиума АН СССР, посвященных другим датам и имевших в годы войны большое политическое значение.
Особое значение для оживления научной деятельности институтов Ленинграда играет создание Комиссией Объединенных ученых советов по гуманитарным и естественным наукам.
Как видим, проблематика документов Комиссии по делам ленинградских учреждений, подготовленных БАН к печати, чрезвычайно широка. Это позволяет рассматривать планируемую публикацию как важнейший источник по истории управления обеспечением жизни сотрудников академических учреждений Ленинграда в целом и каждого человека в отдельности.
Исследовательский проект БАН дает ключ к пониманию значимости этой организационной деятельности, позволяя увидеть, как общие решения входят в жизнь отдельной личности, изменяя и приспосабливая ее к условиям академической организации; как развиваются отношения между потребностями организации и потребностями личности (совпадение или конфликт интересов); какие пути избирает организация для управления этими отношениями.
В заключение подчеркнем, что научные проекты БАН, посвященные военной тематике актуализируют важнейшую информацию о деятельности Российской академии наук, акцентируя внимание на ее роли в решении кризисных ситуаций, одной из которых для нашего Отечества стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
[1] Библиография изданий Академии наук СССР : 1941-1945. Вып. 1 : 1941 год. СПб. : БАН ; Изд-во «Альфарет», 2006. 603 с. (Мемориальный проект).
[2] Библиография изданий Академии наук СССР: 1941-1945. Вып. 2 : 1942 год. СПб.: БАН ; Изд-во «Альфарет», 2007. 252 с. (Мемориальный проект).
[3] Библиография изданий Академии наук СССР : 1941–1945. Вып. 3 : 1943 год. СПб. : БАН ; Изд-во «Альфарет», 2008. 376 с. (Мемориальный проект).
[4] Библиография изданий Академии наук СССР : 1941–1945. Вып. 4 : 1944 год. СПб. : БАН ; Изд-во «Альфарет», 2009. 408 с. (Мемориальный проект).
[5] В октябре 2011 г. чтения памяти К.И. Шафрановского состоятся в БАН во второй раз.
View more presentations from Ivanova Yulia.
Комментариев нет:
Отправить комментарий