среда, 4 февраля 2015 г.

Последние фронтовики

В 2005 и 2004 годах в тульских газетах публиковалась подборка стихов поэта Валерия Савостьянова, связанных с Великой Отечественной войной. А в 2007 году в издательстве "Гриф и К" вышла книга, названная автором "Последние фронтовики", предисловием к которой послужила статья,  предварявшая газетные публикации. С разрешения автора мы публикуем статью-предисловие, а вслед - некоторые стихотворения. Валерий Николаевич Савостьянов (род. 2.09.1949, д. Сергиевское Болоховского, ныне Киреевского, района Тульской области), поэт, эссеист, публицист, член Союза писателей России (1997), член Международного Литературного фонда (2007), член Международной Гильдии писателей (2014). Ветеран труда (2011). Автор 9 книг и множества публикаций в местных, российских и международных (Армения, Белоруссия, Германия, Латвия, Украина) изданиях — в том числе, в престижных всероссийских антологиях: «Русская поэзия: XXI век» (М., 2010), Военной поэзии «Ты припомни, Россия, как всё это было!..» (М., 2010), «Поэзию любят красивые люди» (С.-Пб., 2012), «Молитвы русских поэтов» (М., 2013), а также в антологии тульской поэзии «Наши современники» (Тула, 2008) и в хрестоматии «Три века тульской поэзии» (Тула, 2010).

К теме Самой Страшной и Кровопролитной Войны XX-го века, к теме патриотизма и героизма наших отцов и дедов, а теперь уже для некоторых, очевидно, и прадедов с прапрадедами, к теме нашей памяти и благодарности им, выстоявшим тогда, в Великую Отечественную, я, кажется, обращался всегда, и подтверждением тому мои даже самые первые стихи, а также и последующие, одно из которых так и называется «В тридцать пять». Но обращался редко напрямую, ибо сам, конечно, не воевал, поэтому чаще всего обращался опосредованно, от лица внука своего прошедшего всю войну деда–фронтовика.
Я готовлю эту подборку с особым душевным трепетом, с чувством искреннего уважения и даже, если хотите, благоговения перед простыми и великими героями недавно ушедшего от нас века, которых звали и зовут фронтовиками. Смысл этого слова глубок и беспощаден, и он не терпит нечёткости и неясности, ибо фронтовик — это тот, кто был на фронте и сам, лично, воевал, а, значит, мог быть убит, это человек непременно, даже просто находясь там, на переднем крае борьбы с нацизмом, рисковавший своей жизнью ради Великой Победы. И я думаю, что этот риск, ежедневно давящий на подсознание, эта возможность в любой момент быть убитым, делали этих людей мудрее, чище и благороднее, человечнее что ли.

«…Здесь ничего не покупают

И ничего не продают.» —

так написал о войне мой Учитель и Наставник, русский поэт–фронтовик Николай Старшинов, и он знал, о чем он говорит. Боже мой, как же это актуально сегодня, в наше проклятое сатанинское время наживы любой ценой, когда некоторым кажется, что самая наиглавнейшая власть — это власть вещей и удовольствий, и всё можно купить, всё имеет свою цену, свой долларовый эквивалент. И что даже сам человек сегодня — это уже не человек, а некая у.е., условная единица.
Как жаль, что вместе с ушедшим веком ушло от нас большинство благородных бывалых людей, настоящих фронтовиков, понимающих, что всё, кроме жизни, кроме самого человека — ничего по большому счёту не значит и не стоит! А на тех, кто ещё, к счастью, остался, кто ещё живёт среди нас, как на последних из могикан, молодёжь смотрит удивляясь, но не слушая, ибо, похоже, считает, что их мораль устарела и не годится теперь к употреблению.
А я вот горжусь, что в моей жизни были и есть настоящие фронтовики! Это мои поэтические наставники: упоминаемый мною Николай Константинович Старшинов, а также поэт–фронтовик Александр Маркович Николаев, это и наши тульские писатели Николай Павлович Акулиничев, Николай Антонович Любин, Виктор Никитович Трапезников. Это и живая легенда нашей Тульской писательской организации Николай Константинович Дружинин, выпустивший недавно новую книгу «Тульский рубеж», открывшую читательской публике ранее малоизвестные страницы обороны нашей Тулы. И, конечно, это и мой дед Кострюков Николай Алексеевич, так много и так честно рассказавший мне о той, теперь уже отчасти забытой, Войне, ибо память о ней, к сожалению, этой самой «новой русской» молодёжью сегодня, увы, невостребована. Однако, всему своё время…
А сейчас я, внук фронтовика и благодарный ученик моих Учителей и Наставников, хочу просто сказать: «Спасибо вам, фронтовики! Спасибо, что вы были в моей судьбе, и что вы есть, и что теперь уже навсегда будете в ней! Я постараюсь быть достойным вас, постараюсь, насколько это будет в моих силах, держать завещанный вами фронт…"
Тульский литератор. 2004. №2(8).
Тула.2005. 26 мая.

P.S. Эта статья была опубликована в тульских газетах как вступительная к стихотворениям, связанным с Великой Отечественной Войной, однако, она показалась мне актуальной и для моей новой книги. Но книга есть книга, и в ней не только о Великой войне, но прежде всего о судьбе России, а, значит, о всех близких мне людях. И понятие «последних фронтовиков», озвученное в газетной статье, мне кажется, в моей новой книге стало гораздо шире: это не только сами фронтовики, но и их вдовы, их жёны и невесты, дождавшиеся своих любимых с Войны, это их дети, довоенные, военные и послевоенные, их внуки и правнуки, их близкие. Это сегодня все мы, благодарные за Великую Победу. И, может быть, сегодня вся наша Россия — это «последний фронтовик» в борьбе за идеалы любви, добра, православия. Да поможет ей Господь, даруя Победу и бессмертие!

Книги автора в фонде Тульской областной универсальной научной библиотеки:

  1. Товарищ мой. М.: Современник, 1984. 63 с.
  2. Календарь / худож. Е.Н. Жидков. Тула: Приокское книжное издательство., 1984. 95 с.Лебедь с девичьим лицом. М.: Современник, 1989. 221 с.
  3. Деревенская школа. 1991. 77 с.
  4. Объятья Селигера и Оки. Тула : Левша, 2003. 48 с.
  5. Однолюб : кн. новых стихотворений / предисл. М. Числова. Тула : Гриф и К, 2005. 80 с.
  6. Последние фронтовики / худож. И. Б. Гаврилова. Тула : Гриф и К, 2007. 128 с. 
  7. В эпоху нежности : рецензент и сост. вступ. ст. В. Ф. Пахомов. Тула : Гриф и К, 2009. 143 с. (Библиотека журнала "Приокские зори").
  8. Русский крест.  Тула : Гриф и К, 2014. 591 с.

Комментариев нет:

Популярные сообщения