вторник, 13 апреля 2010 г.

Чужая жизнь? История моей страны!

Летний вечер. Домашние хлопоты завершены. Осталось только вынести мусор и можно спокойно посидеть на кухне, попить чаю, поговорить «ни о чем». Накрапывал теплый дождь. Вечерний "моцион" был даже приятен. Итог его несколько неожиданным.  Возле мусорного контейнера лежал мокрый и грязный мешок, в горловине которого белели какие-то бумаги и проглядывались фотографии.  Кто-то выбросил вместе с другим скарбом домашний архив. Видимо, освободилась квартира, появились новые хозяева, которым старье в доме не нужно. «Старьем» оказалась история семьи. Мешок принесли домой. Содержимое высыпали в таз. Оставили до утра сохнуть. Утром стали разбирать.
Письма вполне обычные. И фотографии тоже обычные. Чужая жизнь... Вот чья-то свадьба. Старое «чертово колесо» в тульском парке. Какой-то солидный пожилой дядечка. Что с этим делать? Очень быстро почувствовала - больше не могу вынимать из конвертов листочки, читать бесхитростные строки, разбирать не всегда понятный почерк. Не мне адресовано. В палисаднике развели небольшой костерок и сожгли все письма. Это лучше, чем если бы они остались на мусорке, среди отходов. Фотографии сжигать не стали. Уж очень трогательна и узнаваема на них Тула 30-40-летней давности. Среди нескольких десятков снимков оказались фотографии предвоенных и военных лет.
Все фотографии отнесла в библиотеку. Пусть лежат, может пригодятся. Тем более, что в библиотеке уже есть небольшой фотоархив, которы стал складываться совершенно случайно, но постепенно приобрел очертания коллекции. Фотографии пригодились. Фото с городским пейзажем пришлись «ко двору» М. Тенцера, директора типографии «Борус», когда он задумал выпускать серию открыток «Тула XX века». Еще две-три оказались кстати, когда создавали в библиотеке Музей книжной культуры тульского края. Теперь пришло время «военных снимков».

Три фотографии «женские».

Групповой снимок (без подписи).


Два портрета (с дарственными надписями)


На память моей милой Зинушке От Ани Од. Помни, что эта девушка любила тебя как сестру. Потсдам. 16. 10.45.









От одной их многих. Посмотри на копию и вспомни оригинал. Вспомни, Зина, Алку басурманку. Ведь интересно жизнь прошла в эти годы совместной жизни. А. Романова. 28/10 1945 г. Потсдам.


Однополчанки…

Цветная фотография объяснила, кто такая Зина. 


На обороте красивым почерком цветными чернилами написано:
1941-1945
В день 40-летия Великой Победы над Фашистскими захватчиками Пановой Зинаиде Федоровне от ветеранов Великой Отечественной войны Тульского ОКБА. 9 мая 1985 г.

Четыре довоенные фотографии «мужские». Игорь Панов отправлял их родителям из Городка Ягеллонского. Это узнали из подписей. Что такое Городок Ягеллонский – в Интернете. 

Самая ранняя фотография без даты. Здесь Игорь совсем юный красноармеец.










Эта датирована 6.10.40. Возмужал, правда? В петлицах три треугольника – старший сержант.
















Следующая приблизительно того же времени, а может быть даже сделана в один день с предыдущей - оба снимка студийные. Игорь Панов справа.






Это последняя. Игорь Панов уже старшина (в петлицах четыре треугольника). На обороте дата: 28.5.1941 г. До войны осталось 25 дней.

Из справочника по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945, опубликованного на сайте Солдат.ru :
ГОРОДОК (Львовская область). Оккупирован 30 июня 1941 г. Освобожден 27 июля 1944 г. войсками 1 УФ в ходе Львовско-Сандомирской операции.
Помимо снимков, имеющих отношение к Великой Отечественной войне, в семейном архиве Пановых было несколько фото 20-30-х годов, на которых в том числе запечатлен маленький Игорь с родителями. На одной из них из подписи очевидно, что отца Игоря звали Петр. Значит вполне вероятно, что Игорь и Зинаида Пановы, поскольку у них разные отчества, - муж и жена, и День Победы встретила не только Зина, но и Игорь. Кроме того, в ОБД "Мемориал" числится только один Панов Игорь Петрович, уроженец Тульской области 1925 г.р., погибший в 1943 г. Этот человек гораздо младше по возрасту.  Очень хочется верить, что Игорь Петрович Панов, чьи фото хранятся сейчас в библиотеке, прожил долгую достойную жизнь. Жаль, что его фотографии оказались никому не нужны после смерти. Но они не пропали без вести среди мусора. История семьи Пановых - история моей страны. Мы будем помнить Зинаиду и Игоря.

Юлия Иванова

2 комментария:

ЧУМработница комментирует...

Юля,как хорошо, что так все получилось! Будем помнить!

Юлия Иванова комментирует...

Да, я тоже рада, что удалось сохранить эти фотографии. Эта история произошла лет пять-шеть назад. Сейчас я уже немного жалею, что сожгла письма. Нужно было к ним относиться как к архивному источнику. Ведь именно по ним можно было бы узнать какие-то подробности об Игоре Петровиче и Зинаиде Федоровне. Но я слишком лично восприняла тогда их содержимое.

Популярные сообщения